Государство ежегодно ограничивает цены на табачную, никотинсодержащую и алкогольную продукцию. Розничная продажа этих товаров за меньшую сумму — серьезное нарушение. Чтобы продавать правильно, участники рынка должны регулярно сравнивать свои цены со специальными значениями. МРЦт — это максимальная розничная цена для табачной продукции. К табачной продукции или табачным изделиям относятся только сигареты и папиросы. На альтернативную табачную продукцию, например жевательный табак или сигары, не распространяются ограничения в ценах.
Максимальную розничную цену для каждой марки сигарет или папирос определяет производитель или импортер. Он уведомляет налоговую об изменении МРЦ и со следующего месяца после уведомления размещает ее на каждой пачке своей продукции. Сумма должна быть не ниже единой минимальной цены (ЕМЦ). ЕМЦ одинакова для всех производителей, импортеров и марок табачной продукции. Например, на 2025 год Минсельхоз установил ЕМЦ в размере 135 рублей. Это значит, что МРЦт пачки любой марки сигарет или папирос в 2025 году должна быть не менее 135 рублей. Однако есть исключение: табачные изделия произведены или импортированы до даты изменения единой минимальной цены и находятся на остатках магазина. В течение трех месяцев их еще можно продавать по МРЦт ниже текущей ЕМЦ. Если такие остатки вовремя не распродать, то их необходимо списать.
Название «максимальная розничная» не означает, что цена в магазине может быть ниже. Для розничного продавца это единственная цена, за которую он может продать пачку сигарет конечному потребителю. Если продать сигареты по цене ниже МРЦт, но выше ЕМЦ, это все равно нарушение.
МРЦт входит в состав кода маркировки, поэтому современные товароучетные и кассовые программы позволяют автоматизировать ее проверку и сообщать о случаях, когда:
- цена продажи меньше или больше МРЦт;
- МРЦт ниже ЕМЦ.
Производители и импортеры могут ошибиться и назначить неверную МРЦт для своей продукции. Несмотря на чужую ошибку, ответственность за продажу с неверной МРЦт несет розница. В случае если максимальная цена оказалась ниже минимальной, при этом товар не относится к складским остаткам, на которые распространяется исключение из правил, то от продажи следует отказаться, а продукцию списать или вернуть поставщику.
Завышение розничным продавцом максимальной розничной цены, указанной производителем табачных изделий на каждой упаковке (пачке) сигарет, влечет наложение административного штрафа:
♦ на граждан в размере 5000 руб.
♦ на должностных лиц - 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет
♦ на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации табачных изделий за весь период, в течение которого совершалось правонарушение (но не более одного года) (п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ).
